В октябре будет официально выпущена последняя монета года в рамках программы, посвящённой женщинам, оставившим след в истории США. В 2024 году к серии «Американские женские кварталы» добавятся пять новых женщин, что позволит ещё больше подчеркнуть вклад американок в историю страны. Программа стартовала в 2022 году, и её финальная монета этого года будет посвящена активистке коренных народов Зиткала-Ша.
Исторически сложилось так, что американская монета была преимущественно населена мужскими фигурами. В связи с этим Монетный двор США решил немного изменить гендерный баланс, выпуская новые 25-центовые монеты, представляющие женщин из Америки.
«Американские женщины»: программа, которая увековечивает женщин на монетах
До 1979 года, когда была выпущена монета с изображением Сьюзан Б. Энтони — первой в обращении монеты США с образом женщины, такие представления были редкостью. Затем в 2000 году появился доллар Сакагавеи, а в 2003 году на четверти штата Алабама появилась Хелен Келлер.
В 2022 году Монетный двор запустил программу «Американские женские кварталы», ставшую первой в своём роде, полностью посвящённой женщинам. Эта четырёхлетняя серия, в которой уже представлены Элеонор Рузвельт, Мая Анжелу и Салли Райд, введёт в обращение всего 20 новых монет к 2025 году.
Монета номиналом 25 центов, посвящённая наследию Зиткала-Ша, будет выпущена 24 октября 2024 года. В этот день в главной библиотеке Солт-Лейк-Сити состоится мероприятие, посвящённое её презентации. Программа включает выступления приглашённых гостей, обсуждение жизни и наследия Зиткала-Ша, а также показ короткометражного фильма о её жизни.
Кто такая Зиткала-Ша?
Гертруда Симмонс Боннин, более известная как Зиткала-Ша, родилась 22 февраля 1876 года в резервации племени Яктон Сиук в Южной Дакоте. Она была выдающейся активисткой, писательницей и музыкантом американского происхождения с корнями в культуре коренных народов.
Её имя, означающее «Красное Перо» на языке лакота, отражает её культурное наследие. Она выросла в традиционной индейской среде, но в восемь лет была отправлена в миссионерскую школу на востоке США, где столкнулась с суровой реальностью принудительной ассимиляции.
Во время учёбы Зиткала-Ша противостояла попыткам стереть её культурную и языковую идентичность. Этот опыт стал основой её будущей деятельности по защите прав коренных народов. Завершив своё образование, она стала активной защитницей прав коренных американцев, используя свою писательскую и музыкальную деятельность для сохранения культуры и прав индейцев.
Она изучала музыку в Институте искусств Бостонского университета и написала несколько произведений, которые включали элементы традиционной индейской музыки. Её музыкальная и литературная работа стремилась не только сохранить её культуру, но и продемонстрировать богатство и сложность индейских традиций более широкой аудитории.
Наследие Зиткала-Ша продолжает жить через её произведения и влияние на индейский активизм. Она ушла из жизни 26 января 1938 года, но её вклад в литературу и защиту прав коренных народов остаётся актуальным и сегодня.