Самое древнее предприятие Франции всегда в ногу со временем: Monnaie de Paris сегодня представляет коллекцию монет, посвященную возрождению Нотр-Дам де Пари.
В честь своего 1150-летия Monnaie de Paris в 2014 году запустила коллекцию «Искусство по-французски», посвященную великим учреждениям и домам Франции (таким как Лувр, Диор и др.). За несколько недель до открытия Нотр-Дам де Пари, парижское учреждение сегодня представляет новую коллекцию из семи монет с изображением собора. Самая престижная из них — золотая монета весом в один килограмм, выполненная в форме готического окна. На аверсе (лицевой стороне) изображены фасад собора и розетка, а на реверсе — восстановленный неф и его каркас. От гравировки до чеканки, включая деликатную эмальировку розетки, следите за процессом создания этой исключительной монеты в мастерских Monnaie de Paris.
Последняя монетная мастерская Франции
Созданная в 864 году при Карле II, Monnaie de Paris с 1775 года расположена вдоль Сены, на набережной Контi в VI округе Парижа. Это последняя оставшаяся мастерская из старой монетной сети Франции. Хотя ее филиал в Пессаке, в Жиронде, чеканит обычные монеты, исторический сайт на набережной Контi занимается производством коллекционных монет.
Здесь трудятся триста пятьдесят мастеров, распределенных по пятнадцати мастерским. Среди них — мастерская гравировки, где создаются модели и подготовительные монеты для каждой новой коллекции, и мастерская монетчиков, где чеканятся монеты. Самые престижные, такие как медали или монеты «килограмм золота», затем отправляются в мастерскую эмальеров.
Коллекция «Искусство по-французски»
С 2014 года Monnaie de Paris ежегодно производит коллекцию исключительных монет в сотрудничестве с учреждениями или престижными домами. Она включает монеты из различных металлов — золота, серебра, меди — и одну золотую монету весом в один или иногда два килограмма, продаваемую коллекционерам. В этом году в честь открытия Нотр-Дам де Пари, запланированного на 8 декабря, собор стал центральной темой коллекции. Для создания моделей мастера Monnaie de Paris и специалисты Нотр-Дам долго обсуждали детали.
В мастерской гравировки
Этап создания начинается в мастерской гравировки. Здесь работают девять граверов, все из которых обучались в престижных учебных заведениях, таких как школа Буль, школа Эстьен или Академия изящных искусств. Граверу требуется около десяти лет, чтобы овладеть всеми аспектами профессии: рисование, моделирование, гравировка, работа с инструментами в стали, компьютерные программы и создание инструментов с помощью числового управления.
Сначала гравер предлагает модель в виде рисунка. После утверждения этот рисунок используется для создания первой объемной эскизы с помощью пластилина. Затем из него изготавливается негативная форма из гипса, которая будет доработана. Когда модель готова, из негатива отливается положительная форма. «Модель считается удачной, когда есть соответствие между объемом и рисунком. Сложность нашей работы заключается в том, чтобы создать сокращения, дающие иллюзию глубины», — подчеркивает Ив Сампо, мастер-гравер, ответственный за мастерскую.
Монета оригинальной формы
Для коллекции Нотр-Дам де Пари выбор формы для монеты «килограмм золота» был согласован с плотниками, работающими на строительстве собора, с которыми граверы встретились. Они выбрали форму окна с перемычкой, типичного для готической архитектуры, что позволило разместить на аверсе фасад Нотр-Дам и его цветную розетку, а на реверсе — интерьер собора и восстановленный каркас.
Когда форма гравировки готова, матрица отправляется в мастерскую, где находятся машины для чеканки. Металл, нарезанный лазером и отполированный в виде фланца, помещается в оправу и подвергается чеканке. Это очень тонкая работа, требующая времени, чтобы все было выполнено идеально. Затем, чтобы раскрасить розетку собора, монеты «килограмм золота» отправляются в мастерскую эмальеров.
Получение максимально прозрачной эмали
Нанесение эмали, представляющей собой порошок из цветных кристаллов на основе металлических оксидов, стало настоящим вызовом для мастерской. Цель заключалась в том, чтобы добиться сбалансированного «бомбажа» и сохранить прозрачность цветов, чтобы проявились резные узоры. Для получения максимально прозрачной эмали цвета измельчаются, максимально очищаются, а затем промываются, то есть очищаются деионизированной водой до тех пор, пока вода для полоскания не станет совершенно прозрачной.
Эмаль затем наносится во влажном состоянии на монету и сохнет несколько часов перед помещением в печь — это самая сложная часть работы. Все происходит в печи, эмаль капризна, и печь всегда имеет последнее слово; важно добиться розетки с прозрачными цветами и идеально однородного «бомбажа» на всей поверхности монеты. Печь нагревается до 750-900 градусов, время выпекания очень быстрое — от 3 до 4 минут, и процесс контролируется глазом эмальера.
«Нотр-Дам представляет собой сильный символ, завершение процесса восстановления и обновления после этой трагедии. Мы вложили в это всю нашу душу», — подводит итог Катрин Верин, эмальер-дизайнер. Результат говорит сам за себя: монета светится, тонка, точна и прекрасно отдает дань уважения новой восстановленной катедрале.